DragonImages / Depositphotos.com
В рaмкax дeлa пo иску aрeндoдaтeля к aрeндaтoру o взыскaнии рядa дeнeжныx сумм ВС РФ рaссмoтрeл вoпрoс o тoм, мoжeт ли быть дoгoвoрoм aрeнды прeдусмoтрeн штрaф нa http://vdombai.ru/ случaй нaрушeния aрeндaтoрoм сoглaсoвaннoгo срoкa увeдoмлeния aрeндoдaтeля oб oткaзe oт дoгoвoрa (Oпрeдeлeниe Вeрxoвнoгo Судa РФ oт 26 нoября 2020 г. N 310-ЭС20-12742).
Мeжду стoрoнaми были зaключeны двa aнaлoгичныx по содержанию договора аренды нежилых помещений сроком на 11 месяцев. Договоры предусматривали обязанность арендатора письменно сообщить арендодателю не позднее чем за 2 месяца о предстоящем освобождении помещений как в связи с окончанием срока действия договоров, так и при досрочном освобождении. На случай нарушения этого условия договорами была установлена неустойка (штраф) в твердой денежной сумме. По истечении согласованного срока действия договоры возобновились на неопределенный срок в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ.
Впоследствии арендатор сообщил арендодателю о намерении освободить помещения. Соответствующее письмо было направлено за 15 дней до указанной арендатором даты прекращения договоров. Ссылаясь на нарушение согласованного срока уведомления, арендодатель потребовал уплаты причитающегося в связи с этим штрафа.
Суд первой инстанции признал требование арендодателя обоснованным, но уменьшил сумму штрафа в два раза на основании ст. 333 ГК РФ.
Апелляционная и кассационная инстанции не согласились с выводом о наличии оснований для взыскания штрафа. Они исходили из того, что условия, определяющие порядок уведомления об отказе от договора, регулировали отношения сторон в период первоначально согласованного срока его действия и неприменимы после возобновления договора на неопределенный срок. В связи этим в рассматриваемой ситуации действует общее правило, в соответствии с которым сторона вправе в любое время отказаться от договора (п. 2 ст. 610 ГК РФ).
Поскольку отказ от договора, заключенного на неопределенный срок, является безусловным правом стороны, установление на случай такого отказа штрафной санкции, по мнению вышестоящих инстанций, противоречит правовой природе неустойки как меры ответственности и вступает в прямое противоречие с императивным предписанием ГК РФ.
Верховный Суд РФ счел эту позицию ошибочной. Он согласился с судом первой инстанции в том, что договоры аренды после истечения срока их действия в силу п. 2 ст. 621 ГК РФ возобновились на неопределенный срок на тех же условиях, которые стороны согласовали первоначально. Следовательно, сохранилась обязанность арендатора предупредить арендодателя за два месяца о предстоящем освобождении помещений, равно как и ответственность за нарушение этой обязанности. Поскольку штрафные санкции предусмотрены на случай нарушения арендатором процедуры уведомления арендодателя о расторжении договоров, вывод судов апелляционной и кассационной инстанции о противоречии этого условия законодательству, по мнению ВС РФ, нельзя признать обоснованным.