AerialMike / Depositphotos.com
К тaкoму вывoду пришeл oкружнoй суд, рaссмaтривaя кaссaциoнную жaлoбу Пeнсиoннoгo фoндa, пытaвшeгoся взыскaть с кaзeннoгo учрeждeния штрaф зa нaрушeния при пoдaчe свeдeний СЗВ-М.
Учрeждeниe в устaнoвлeнный срoк oтчитaлoсь в ПФР o зaстрaxoвaнныx лицax. В xoдe прoвeрки свeдeний Фoнд oбнaружил в СЗВ-М oшибку в oтнoшeнии зaстрaxoвaннoгo лицa: вмeстo «… Oльгa Aлeксaндрoвнa» укaзaнo «… Oльгa Aлeксaндрoвн». Стрaxoвaтeлю в тoт же день было направлено уведомление о необходимости устранения имеющихся расхождений (ошибок). Однако скорректированную форму СЗВ-М за тот же отчетный период представило только через месяц. Пенсионный фонд оштрафовал учреждение за представление недостоверных данных. Однако за взысканием штрафа ему пришлось обращаться в суд.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
На первых двух этапах рассмотрения дела судьи отказали Фонду. Кассационная инстанция поддержала коллег и не нашла оснований для отмены их решений. При этом суд указал, что из содержания акта и решения, составленных Фондом по результатам проверки, невозможно сделать вывод о том, в чем именно заключается недостоверность представленных сведений и каким образом данное обстоятельство повлияло на правильность исчисления страховых взносов. Пропуск буквы в отчестве не может быть квалифицирован как представление недостоверных сведений, поскольку Закон не предполагает привлечение к ответственности за ошибки в правописании и опечатки, которые не влекут за собой невозможность для ПФР идентифицировать застрахованное лицо, произвести учет сведений о нем. Из материалов дела следует, что допущенная опечатка таких последствий не повлекла, сомнений в личности застрахованного лица у Пенсионного фонда не возникло.
Добавим, что к аналогичным выводам суды, в том числе высшей инстанции, приходят не впервые. В частности, при рассмотрении дел о привлечении к ответственности страхователей за:
- ошибку в написании отчества застрахованного лица – «… Константин Валентиновичч» вместо «… Константин Валентинович»;
- неправильное написание фамилии застрахованного лица – «Галимулина…» вместо «Галимуллина…»)
судьи Верховного Суда РФ в определениях от 28 сентября 2018 г.№ 309-КГ18-14480 и от 28 сентября 2018 г.№ 309-КГ18-14482 заключили, что такие опечатки нельзя считать ошибкой, за которую положены финансовые санкции. В обоих случаях Судьи ВС РФ согласился с нижестоящими судебными инстанциями о том, что выявленная ошибка в написании фамилии или отчества застрахованного лица не препятствовала его идентификации, поскольку остальные сведения, в том числе СНИЛС, ИНН, имя и отчество – в первом случае, фамилия и имя – во втором были указаны верно.
Кроме того, подчеркнул Верховный Суд, любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпции невиновности. Однако в рассмотренных им актах проверки и решениях о привлечении к ответственности ни состав, ни вина в совершении вменяемого правонарушения не устанавливались..