seb_ra / Depositphotos.com
Вeрxoвный Суд Рoссийскoй Фeдeрaции oстaвил бeз измeнeния судeбныe aкты пo дeлу, в рaмкax кoтoрoгo нa дoлжнoстнoe лицo рeгиoнaльнoй инспeкции трудa был нaлoжeн aдминистрaтивный штрaф пo ст. 5.59 КoAП («Нaрушeниe пoрядкa рaссмoтрeния oбрaщeний грaждaн») (Пoстaнoвлeниe Верховного Суда РФ от 16 июля 2021 г. № 83-АД21-6-К1).
Поводом для привлечения должностного лица (замруководителя инспекции по правовым вопросам) к административной ответственности послужил тот факт, что сотрудниками инспекции длительное время не проводились проверочные мероприятия по поступившему обращению гражданки, в котором она жаловалась на нарушение работодателем ее трудовых прав. Незадолго до истечения установленного законом 30-дневного срока рассмотрения обращения заявителю был направлен ответ формального содержания, в котором инспекция не дала оценки по существу приведенным заявителем доводам.
В связи с тем, что законодательством предусмотрена обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения гражданина и право последнего на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов, суды пришли к выводу, что в действиях замруководителя инспекции, в круг служебных обязанностей которого входит организация работы с обращениями граждан, содержится состав вменяемого правонарушения. Верховный Суд РФ согласился с этой точкой зрения.
Отметим, что это не первый случай, когда ВС РФ поддерживает позицию нижестоящих судов в вопросе о привлечении должностных лиц к ответственности за необеспечение надлежащего рассмотрения обращений граждан (см., например, постановления от 10 августа 2020 г. № 18-АД20-24, от 31 июля 2019 г. № 7-АД19-5).
Напомним также, что субъектами указанного правонарушения не являются должностные лица тех организаций, которые не относятся к числу государственных (муниципальных) органов и не осуществляют публично значимые функции (в частности, управляющие компании МКД) (см., например, постановления ВС РФ от 15 февраля 2019 г. № 88-АД19-2, от 22 октября 2018 г. № 88-АД18-3).