Заслуженный спасатель-пилот рассказал, как предотвратили катастрофу на пожаре в «Синдике»

Фoтo: прeсс-службa ГO, ЧС, ПБ пo гoр. Мoсквe

Сeргeй Влaдимирoвич Кoзуля в этoм году празднует 30 лет за штурвалом вертолета. Впервые управление «вертушкой» он опробовал уже в 18, когда учился на первом курсе Кременчугского летного училища. По словам пилота, день это был долгожданный, так как с самого детства он был влюблен в небо.

— Когда мы с инструктором поднялись в воздух, у меня просто дух захватило, — говорит Сергей Козуля. — Сверху земля выглядела красиво, и наблюдать за тем, как маленькие люди ходят по своим делам и маленькие машины куда-то едут, было очень увлекательно. Несмотря на то что вести вертолет было страшно, я никогда не забуду этот момент, который, по сути, определил мою дальнейшую жизнь.

Фото: пресс-служба ГО, ЧС, ПБ по гор. Москве

Сейчас, конечно, такого юношеского восторга у Сергея нет, но каждый полет, по его мнению, отличается от предыдущего. И дело тут не только в разных задачах и погодных условиях, но и в более мелких деталях. Например, один из первых пожаров, на который он вылетел в Москве, был на стадионе «Локомотив» в 2006 году. Тогда под трибунами загорелся склад, и пламя прорвалось через крышу, проделав в ней отверстие диаметром всего 10 метров.

— Тогда мне и пригодилось умение работать «в блистер», — вспоминает Сергей. — Это такое выпуклое стекло в вертолете, через которое пилот может сам контролировать место подачи воды, без ориентировок механика. С одной стороны, это проще, так как ты лично наблюдаешь за процессом, а с другой — труднее, так как нужна недюжинная сноровка, чтобы в уме просчитать скорость ветра, потоки, созданные вертолетом, их отражение от соседних зданий и тому подобное. Так вот, на «Локомотиве» нам приходилось довольно низко зависать над дырой, чтобы вся вода попала внутрь, а не расплескалась.

Кстати, допустить раскачку груза, будь то водосливное устройство или лебедка со спасателями, пилот просто не имеет права. Представьте, что будет, если человек за штурвалом не рассчитает скорость и высадит коллег не на крыше здания, а рядом? А если выльет воду не на очаг возгорания, а метров за 50?

Фото: пресс-служба ГО, ЧС, ПБ по гор. Москве

Последний пожар, в тушении которого участвовал Сергей, СМИ называют самым сильным в Москве в этом столетии. Возгорание ТЦ «Синдика» в Строгине распространилось на 55 тысяч кв. м, обрушилась крыша, дым стоял такой, что было видно со всех концов города. Но, как оказалось, основной трудностью на этом объекте были… квадрокоптеры журналистов, которые снимали место происшествия!

— Нас было три вертолета, два от МАЦ и один борт МЧС, — говорит Козуля. — Когда мы подлетели к месту, то поняли, что в воздухе парит несколько десятков квадрокоптеров! Если сдуть их с пути, то они упадут прямо в огонь, но это, я вам скажу, самый лучший исход. Квадрокоптер для пилота опаснее птицы, попади он в лопасти или в стекло — повреждения у вертолета будут серьезные. Поэтому нам пришлось дожидаться, пока с командного пункта отдадут приказ убрать все аппараты с места тушения.

Сейчас Сергею 48 лет, и он не собирается останавливаться на достигнутом. У него двое сыновей, один стал художником-аниматором, а второму всего 13 лет. Сергей надеется, что младший продолжит его дело и однажды придет домой с «Оскаром» — статуэткой «Созвездие мужества» в руках.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.