micrologia / Depositphotos.com
МЧС Рoссии утвeрдилo двa индикaтoрa рискa нaрушeния «пoжaрныx» oбязaтeльныx трeбoвaний (дaлee – OТ). Нaпoмним, чтo индикaтoры рискa сaми пo сeбe нe являются нaрушeниями OТ, нo с высoкoй стeпeнью вeрoятнoсти свидeтeльствуют o тoм, чтo oни нaрушeны, a oxрaняeмыe зaкoнoм цeннoсти нaxoдятся пoд угрoзoй (Прикaз МЧС Рoссии oт 7 июня 2021 г. № 364). Пoэтoму выявлeниe индикaтoрa рискa – этo основание для проведения внепланового надзорного мероприятия «с взаимодействием» – проверки, рейдового осмотра, инспекционного визита и т.п.
Итак, внеплановое пожарное КНМ может случиться, если:
- в течение 30 календарных дней система противопожарной защиты на многолюдном объекте (может вместить 50 и более человек, но МКД – не в счет) допустила три и более ложных срабатываний;
- аттестованный эксперт в области аудита пожарной безопасности получил штраф по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожбезопасности /нарушение порядка оценки соответствия требованиям пожарной безопасности. В указанном случае в «зону риска КНМ» попадают все объекты, которым такой эксперт проводил независимую оценку пожарного риска в течение трех лет до даты его привлечения к административной ответственности.
Отметим, что КоАП РФ не раскрывает понятия «дата привлечения к административной ответственности», поэтому не исключены споры о том, что же считать такой датой – дату вынесения постановления о назначении административного наказания или дату вступления в законную силу этого постановления. Первый вариант представляется более логичным, потому что КоАП РФ не отождествляет лиц, привлеченных к административной ответственности, и лиц, подвергнутых административному наказанию, и не отвергает термина «привлеченное к ответственности лицо» и для ситуаций, когда постановление по делу еще не вступило в законную силу (например, ч. 1.5 ст. 32.2 КоАП РФ).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Кроме того, обратим внимание на еще один нюанс – индикаторы риска должны утверждаться органами власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в своей сфере (то есть МЧС) по согласованию с Минэкономразвития России. Порядок такого межведомственного согласования утвержден п. 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их госрегистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009), однако ни по тексту акта, ни в карточке проекта на портале https://regulation.gov.ru (ID проекта 02/08/12-20/00111987), ни на портале http://publication.pravo.gov.ru, где официально опубликован Приказ МЧС, следы согласования индикаторов в Минэкономразвития не бросаются в глаза. Заключение Минэкономразвития России от 26 февраля 2021 г. № 5700-АХ/Д26и на проект приказа об индикаторах подготовлено в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия, однако эта оценка предусмотрена Законом об обязательных требованиях, а не Законом о госконтроле, – следовательно, ее нельзя с полной уверенностью отнести к согласованию, предусмотренному Законом о госконтроле.