фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Впeрвыe o нeoбxoдимoсти рaзрaбoтки зaкoнa o зaщитe мeдицинскиx рaбoтникoв oт нaсильствeнныx пoсягaтeльств при испoлнeнии ими служeбныx oбязaннoстeй нaчaли гoвoрить пoслe чeрeды нaпaдeний нa мeдикoв, зaxлeстнувшeй стрaну. И вoт дoкумeнт, тeoрeтичeски дoлжный зaщищaть жизнь и здoрoвьe пaциeнтoв и мeдрaбoтникoв, сeйчaс находится на рассмотрении парламента. Но пока его еще не приняли окончательно, сами врачи предлагают внести в него серьезные правки.
— Предложенный депутатами вариант, к сожалению, полностью не защищает врача. Кроме того, из-за правовых недостатков его будет сложно применить на практике, — говорит Леонид Рошаль.
Еще в октябре прошлого года Нацмедпалата совместно с экспертами Всероссийского государственного университета юстиции подготовила поправки в УК и УПК о суровом усилении ответственности за причинение вреда жизни и здоровью медицинского работника. В частности, за применение насилия, опасного для жизни или здоровья медработников, предполагалось наказывать лишением свободы на срок до десяти лет. А при посягательстве на жизнь медработника в связи с осуществлением профессиональных обязанностей — лишением свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо пожизненным лишением свободы.
Но документ, подготовленный Госдумой, стал эдаким лайт-вариантом, разработанным скорее для галочки. Реально ситуацию он, увы, не изменит. Так, положения в предложенной статье об уголовной ответственности лиц, препятствующих медицинским работникам оказывать помощь больным, о самих медработниках речи почти нет — они лишь «дополнение» к картине преступления. Нападающего накажут лишь в том случае, что вред в результате нападения на врача причинен… больному. Если же навредят врачу, хулиган попросту уйдет от ответственности.
Но даже при таком раскладе законопроект сложно будет реализовать на практике. Ведь если пациент напишет заявление о нападении на медика (что еще не факт), доказать, что его здоровью причинен вред именно в связи с нападением на врача будет нереально. «Можно ли достоверно определить, в результате чего указанные в предлагаемом проекте закона последствия наступили? В результате естественного течения болезни или в результате несвоевременного оказания медицинской помощи?» — говорит Леонид Рошаль.
К тому же статья предполагает ответственность даже не в каждом случае причинения вреда пациенту, а лишь если это вред средней тяжести, тяжкий или смерть и лишь в случае, если он нанесен по неосторожности. Как говорит профессор кафедры уголовного права и криминологии РПА Минюста России Антонина Чупрова, если в результате нападения на медработника пациенту будет нанесен легкий вред, нападавший за это не ответит: «Кроме того, причинение вреда средней тяжести именно по неосторожности не являлось до сего времени преступлением по УК РФ, за исключением случаев, когда такие последствия являются результатом неисполнения своих обязанностей специальным субъектом. Почему причинение средней тяжести вреда здоровью наказывается только в случаях нападения на медицинских работников? Разве потерпевший, здоровью которого по неосторожности причинен вред средней тяжести в иных случаях, меньше страдает? Нарушается законодательная логика».
«Могут возникнуть совершенно невообразимые ситуации. Например, злоумышленник чинит препятствия медикам, на что они объявляют, что приехали по вызову и человек может умереть. Злоумышленник продолжает чинить препятствия, в результате больному причиняется вред средней тяжести. Злоумышленник знал, что результатом его действий может быть смерть, но за убийство или покушение на убийство его привлечь нельзя. Или, например, больной вызвал скорую, на медиков напали и они не смогли приехать. Пациент находится в тяжелом состоянии. Как и кто будет устанавливать , нанесен ли вред, в каком состоянии пациент находился при вызове скорой помощи — в тяжком или нет?» — отмечает профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии РПА Минюста России Никита Иванов.
«Статья настолько размыта, что на практике будет непросто установить причинно-следственную связь между причинением вреда здоровью пациента либо смерти пациенту и воспрепятствованием доступа медицинских работников к нему. Не будет такой закон реально работать!» — уверен юрист Иван Печерей.
Эксперты НМП настаивают на том, что необходимо установить специальную норму об ответственности за посягательства именно на медицинских работников. «Под охраной закона должны находиться не только конкретный врач, подвергшийся нападению, и пациент, лишенный в результате нападения своевременной медицинской помощи, но и все те пациенты, которым мог и должен был в течение своего рабочего дня оказать медицинскую помощь этот врач. Ведь в России немало случаев, когда один-единственный врач обслуживает население всего сельского района или единственный дежурный врач на всю больницу», — подчеркивает Леонид Рошаль.
Однако сегодня депутаты почему-то выступают категорически против выделения врачей в отдельную категорию, за причинение вреда которой предусматривается повышенная ответственность, то есть фактически приравнивания их к полицейским, военнослужащим и пр. Коль уж так, эксперты предлагают хотя бы ввести ответственность за вред самим медработникам, а не только пациентам.