фoтo: ru.wikipedia.org
Фoтo: Dmitry Rozhkov.
Aнтoн Нoсик, oкoнчивший лeчeбный фaкультeт Мoскoвскoгo гoсудaрствeннoгo мeдикo-стoмaтoлoгичeскoгo унивeрситeтa, нaчaл зaнимaться журнaлистикoй в 1990-x гг., кoгдa уexaл в Изрaиль. Oн aктивнo изучaл вoзмoжнoсти, кoтoрыe дaвaлa нaбирaвшaя мoщь «всeмирнaя пaутинa», и ужe в 1996 гoду запустил один из первых блоггерских проектов в русском сегменте Интернета – «Вечерний Интернет».
Впоследствии он сотрудничал с Глебом Павловским, создав с ним vesti.ru (не путать с нынешним сайтом по данному адресу). Также он запускал проекты Газета.ru, стоял у истоков lenta.ru и того, что ныне известно как newsru.com.
Однако в последние годы он получил известность не только как человек, во многом определивший лицо Рунета, но и как общественный деятель, чьи высказывания и записи в блоге неизменно вызывали резонанс. Порою это приводило к печальным последствиям: в 2016 году Носик был оштрафован на 500 тысяч рублей за размещение в Сети экстремистских материалов (речь шла о весьма неоднозначной публикации по сирийскому вопросу). Позднее штраф был снижен до 300 тысяч рублей. Сам блогер своей вины не признал.
О том, каким человеком был Антон Носик – если не говорить только о его заслугах в становлении российского сегмента интернета, – «МК» побеседовал с людьми, хорошо знавшими его и работавшими с ним.
Илья ЯШИН, оппозиционный политик, экс-заместитель председателя Партии народной свободы (ПАРНАС):
«Антон был человеком очень неравнодушным, зачастую резковатым в оценках, эмоциональным. Но свои резкие высказывания он делал именно из-за своего неравнодушия, он был целостным человеком и довольно отважным. Он оставался жить в России, никуда не уезжал, несмотря на то, что за свои слова подвергался и преследованию. Когда на него было заведено уголовное дело, казалось, что он уже точно покинет страну, потому что угроза его ареста была сильно отличной от нуля. Но он, будучи последовательным противником статьи 282 Уголовного кодекса (об экстремизме), прошел через это испытание, стараясь каким-то образом эту статью развенчать.
В личном общении он был замечательным, очень мягким и отзывчивым. К нему не нужно было обращаться за поддержкой, он сам всегда предлагал ее, если видел, что она кому-то нужна. Это большая потеря не только для его близких, друзей, но и для тех, с кем он не был знаком, для страны. Потому что он был в общественном плане без преувеличения легендарной личностью, сыграв огромную роль в становлении российского сегмента Интернета, и, конечно, далеко не все сделал из того, что мог. У него было много идей, сил, энергии, и очень жаль, что весь свой потенциал он реализовать не успел».
Дмитрий ГУДКОВ, независимый политик, кандидат в мэры Москвы:
«Помимо того, что мы с ним поддерживали товарищеские отношения, он в целом болел за дело развития демократии в стране, за то, чтобы в России была политическая конкуренция, появлялись новые политические фигуры. Мы с ним встречались буквально неделю назад. Я с ним часто советовался, как правильнее те или иные темы подавать, чтобы они имели резонанс в интернете. И я высказал ему мысль о необходимости того, чтобы известные люди пошли в муниципальные депутаты, – чтобы поддержать это политическое движение, привлечь внимание к кампании. На это он мне ответил, что сам готов пойти, но у него двойное гражданство. Я, в свою очередь, сказал, что закон, запрещающий лицам с двойным гражданством участвовать в выборах, нарушает Конституцию. Потому что по ней любой гражданин России имеет право избираться. Я предложил ему подавать документы, решив, в случае отказа, обращаться в Европейский суд по правам человека. И он заявил о своей готовности. Потом мы созванивались еще раз на эту тему, должны были встретиться, чтобы еще раз все обсудить, и вдруг такая трагедия… Мне не по себе, потому что это был один из самых жизнерадостных и позитивных людей из тех, кого я знал. И он постоянно помогал, причем бескорыстно, и всегда поддерживал правильные политические инициативы».